ЭЛПРОФ03 buryatprofru@mail.ru

Всероссийский Электропрофсоюз

Бурятская республиканская организация

Кулаком по круглому столу
Кулаком по круглому столу
  16 октября 2014

Кулаком по круглому столу


О том, пропустит ли такое нововведение финансовый блок правительства, размышлял корреспондент “Солидарности”.

КРЫМ ПОЕДЕТ В СОЧИ В ФЕВРАЛЕ
Заседание Генсовета Федерации независимых профсоюзов России началось тем, что в полку ФНПР прибыло: в состав организации наконец-то официально вошли Федерация независимых профсоюзов Крыма (Крымское республиканское объединение организаций профсоюзов) и Севастопольское городское объединение организаций профсоюзов. Разговоры о грядущем вливании профсоюзов вновь обретенного полуострова в систему ФНПР шли настолько давно и часто, что дело казалось уже решенным. Но для окончательного решения вопроса, как писала “Солидарность” ранее, было необходимо соблюсти множество формальностей, связанных с законодательством. Теперь же, можно сказать, пополнение в ФНПР “ратифицировано”. Как и следовало ожидать, единогласно.
Не было, кажется, двух мнений и в вопросе о проведении очередного, IX Съезда ФНПР. Согласно решению Генсовета, он должен стартовать в Сочи 7 февраля 2015 года. Напомним, что высший руководящий орган Федерации собирается не реже раза в пять лет, и следующий съезд по плану должен был состояться в 2016 году. (Предыдущий съезд в октябре 2013 года был внеочередным и даже в чем-то экстренным.) Но, как напомнил председатель ФНПР Михаил Шмаков, была достигнута договоренность о том, чтобы собраться в очередной раз непременно до старта отчетно-выборных кампаний в членских организациях. Вероятно, это продиктовано желанием нынешних профсоюзных руководителей успеть принять некоторые судьбоносные решения, чтобы в случае ротации кадров их преемникам довелось решать конкретные задачи, поставленные в Сочи.
Лидер российских профсоюзов Михаил Шмаков обратил внимание на то, что IX Съезд начнется в годовщину открытия зимних Олимпийских игр, что, как он надеется, послужит символическим мостиком от олимпийских побед наших спортсменов к победам профсоюзного движения. Место и в самом деле намоленное, спорить нечего. Крымчане, кстати, смогут присмотреться к единственному региону-конкуренту в России по части привлечения туристов.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТОРМОЗИТ (РОСТ ЗАРПЛАТ)
Представленные выше вопросы при всей их значимости носят все же организационный характер. А концептуальный разговор был посвящен задачам, стоящим перед профсоюзами в текущей социально-экономической ситуации. Тем более что “протекает” она не только в России, но и во всем мире. Что в условиях глобальной экономики ставит во взаимозависимое положение не только международных партнеров, но и противников. Недаром ФНПР 7 октября провела Всемирный день действий “За достойный труд” под лозунгом “За достойный труд в мире без войн и санкций!”.
Сугубо российских, “фирменных” проблем, правда, тоже пока никто не отменял. О дураках и дорогах в Генсовете напрямую сказано ничего не было, зато много говорилось о правительстве и путях решения им некоторых насущных вопросов. Так, некоторые решения российского правительства ставят под сомнение выполнение “майских” указов президента от 2012 года, считают в ФНПР. (Напомним, сразу после вступления в должность в 2012 году президент Путин издал указ о доведении зарплат некоторых категорий бюджетников до средних по экономике регионов проживания к 2018 году.)
В качестве примера ФНПР приводит решение правительства об увеличении минимального размера оплаты труда с 1 января 2015 года на величину прогнозируемой инфляции года текущего. Прогноз Белого дома по инфляции на уровне 5,5% представляется профсоюзам нереалистичным и заниженным. Соответственно, и МРОТ, который будет действовать с 1 января (5965 рублей), не будет отражать текущей экономической ситуации. ФНПР напоминает: устанавливаемый МРОТ недостаточен для планомерного решения задачи по доведению этого показателя до величины прожиточного минимума трудоспособного населения к 2018 году.
Российские профсоюзы отмечают также, что реальная заработная плата в стране по сравнению с зарплатой в августе прошлого года увеличилась всего на 1,4%. В то время как индекс потребительских цен в годовом исчислении достиг 108%, а темпы экономического роста замедлились на 0,8%.
- Текущее состояние российской экономики описывается термином “стагфляция”: отсутствие экономического роста при одновременном росте цен. Рост заработной платы также замедлился, практически до уровня инфляции, - констатировал Шмаков.
По словам профлидера, хотя внешние факторы и оказывают влияние на экономическую ситуацию в России, определяющими они не являются. Основные причины - внутренние: это сырьевая модель экономического развития и неэффективность системы управления экономикой.
Наконец, ФНПР подозревает Министерство финансов России в том, что ведомство пытается искусственно занизить темпы роста оплаты труда бюджетников. Об этом, по мнению профсоюзов, может говорить тот факт, что Минфин предложил исключить из методики расчета средней зарплаты в субъектах РФ зарплаты работников сферы госуправления и обеспечения военной безопасности.
- Сегодня Россия стоит перед выбором: либо продолжить путь развития экономики за счет экспорта сырья - только теперь в обмен на импорт из Китая, Бразилии и других стран АТЭС, либо изменить вектор развития экономики на стимулирование инвестиций, потребительского спроса и производства товаров внутри собственной страны, - считает Шмаков.
В ходе прений профлидер, правда, уточнил, что сырьевую экономику ругать можно сколько угодно, но кормит сегодня страну именно она. Это, отметим, не должно мешать правительству развивать внутренний рынок. Но что же тогда мешает? - та самая неэффективность управления. И самое, пожалуй, радикальное предложение Михаила Шмакова, прозвучавшее 14 октября, касается именно этой темы:
- Сегодня выход, по мнению профсоюзов, в изменении вектора развития экономики за счет увеличения присутствия в ней государства. Сегодня необходимо деприватизировать и национализировать доходные отрасли промышленности, - заявил председатель ФНПР. И уточнил для любителей поминать всуе 1917 год: - Но не отобрать и поделить, а выкупить в рассрочку на 20 лет и за это время поднять национальную экономику, в том числе за счет госинвестиций.
Возможно, такая национализация способствовала бы и созданию достойных рабочих мест. Напомним, одним из указов президента была поставлена задача к 2020 году создать и модернизировать 25 млн таких мест. Однако сложилась парадоксальная ситуация, когда ни одно ведомство не берет на себя ответственность за решение данной задачи, указывает глава ФНПР. В связи с этим профсоюзы считают, что главным среди ведомств должно быть Министерство труда, “потому что без труда нет ни политики, ни государства, ни экономики, ни президентов и премьеров”.
Ни, соответственно, рыбки из пруда. Немного досталось и посетившему Генсовет министру труда и социального развития Максиму Топилину, “улов” которого, видимо, не так богат, как хотелось бы профсоюзам. Так, если продолжить тему “указа о 25 миллионах”, подчиненными господина Топилина была разработана госпрограмма “Содействие занятости населения”. Но она, пеняют в ФНПР, “носит чисто ведомственный характер” и “никак не связана с программами развития отраслей”. То есть не отражает ни текущей ситуации в экономике, ни перспективных планов развития. Впрочем, если вспомнить о том, что обычно государственное содействие занятости населения сводится к ведению баз непопулярных у безработных вакансий, удивляться тут нечему.
А МЫ - ПОЙДЕМ НА СЕВЕР?
Сам Максим Топилин был, по обыкновению, сдержан и немногословен. Большая часть его выступления состояла из дипломатичных формулировок относительно поиска компромиссов в социально-трудовых вопросах и сотрудничества социальных партнеров. Отдельные фразы, правда, заставляют навострить уши. Так, министр сообщил, что “трудовые отношения - не застывшая форма, и придется еще принимать взаимовыгодные решения”. Речь шла, в частности, о регулировании труда надомных работников. Вроде бы пока ничего страшного, но настораживает формулировка “придется”.
Не разрешены еще, напоминает Максим Топилин, и вопросы, связанные с пенсионной реформой: о реформировании системы досрочных пенсий в бюджетном секторе и досрочных пенсий по спискам вредности. Также предстоит еще решить вопросы со страхованием от временной нетрудоспособности. Конкретных вариантов решения не прозвучало, но, стоит полагать, о них станет известно в ходе ближайших заседаний Российской трехсторонней комиссии.
Между тем Михаил Шмаков в своем выступлении успел напомнить о прошлогоднем законопроекте Минтруда, в соответствии с которым МРОТ к 1 октября 2018 года должен достичь прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. В тот законопроект входили и планы по включению в состав МРОТ стимулирующих и компенсационных выплат. В том числе - районных коэффициентов. Эти новации тогда были категорически отвергнуты ФНПР, но выступление министра Топилина на заседании Генсовета заставляет полагать, что ведомство от своих планов не отказалось:
- Если мы в МРОТ не включаем северные и компенсационные, то он не может быть равен прожиточному минимуму, - доказывал министр. - Это экономика.
Экономист и зампред ФНПР Нина Кузьмина при этих словах министра отрицательно качала головой, как будто слышала отборнейшую чушь. Зал зароптал, но не то чтобы возмущенно, а скорее насмешливо. Но повторим: более содержательной дискуссии профсоюзов с министерством стоит ждать на заседаниях РТК. Пока же доводы господина Топилина можно если не принять, то, по крайней мере, понять.
Они сводятся в целом к тому, что система трудовых отношений со времен СССР поменялась, и теперь государство не является единственным работодателем в стране. То есть раньше государство могло позволить себе “заманивать” граждан “на севера”, суля высокие зарплаты. И “компенсировать” расходы из прибылей в других регионах или других отраслях. Потому что все производство, все деньги в стране были государственные. А у владельца какого-нибудь магаданского предприятия - у него, по мнению министра, больше ничего за душой нет. И не может он, дескать, платить эту самую надбавку, вот хоть в лепешку расшибись. А приходится...
Может быть, у владельца продуктового ларька и в самом деле с активами негусто. Зато и цены на его продукты “на северах” вполне себе северные. Это раз. И, во-вторых, на северных и приравненных к ним территориях работают десятки крупных корпораций, добывающих те же природные ресурсы. У них, раскинувших филиалы по всей стране, тоже ничего нет? Но тут, наверное, стоит вспомнить о том, что крупнейшим работодателем в стране по-прежнему является государство...
- Исключение из законопроекта “вредных” изменений Трудового кодекса не означает, что “горячие головы” в правительстве отказались от идеи снижения государственных гарантий по оплате труда, - предупреждает Михаил Шмаков.
ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ
Не стоит, однако, думать, что речь идет только о представителях Министерства труда. В конце концов, по многим вопросам Минтруд выступает с профсоюзами единым фронтом. (См. материал в № 34, 2014 и другие репортажи с заседаний РТК.) Больше же всего на заседании Генсовета, как и на последней встрече в рамках Российской трехсторонней комиссии, досталось Министерству финансов. Были приведены и примеры того, как “горячие головы” не отказываются от своих идей.
Выше мы говорили, что с 1 января МРОТ составит 5965 рублей в месяц. Хотя законопроект, согласованный до соответствующего постановления правительства на заседании РТК, устанавливал МРОТ в размере 6200 рублей. Можно с определенной долей уверенности говорить о том, что в ФНПР считают цифру в постановлении результатом “деятельности” Минфина: на заседании Генсовета Шмаков обвинил ведомство в том, что оно пытается подменить собой и Минэкономразвития, и Министерство труда - тогда как должно, по идее, выполнять чисто бухгалтерские функции.
Другой случай касается проекта федерального закона о введении налога на недвижимость физических лиц. Подготовленный Минфином ко второму чтению в Госдуме законопроект вызвал серьезную критику всех сторон РТК. Министерство пообещало учесть представленные замечания, но закон был принят в неизменном виде... (См. № 17, 2014.) В результате его реализации в разы увеличивается налоговая нагрузка на большинство трудоспособных граждан и на малый бизнес.
- Вместо переноса налоговой нагрузки на олигархат нам предложили риски роста социальной напряженности, - констатирует Шмаков. - Министр финансов, судя по его декларации, зарабатывает 12,5 тысячи рублей в час - ему не понять тех, кто получает 12,5 тысячи рублей в месяц! (А минимальный потребительский бюджет, по расчетам ФНПР, составляет примерно 24 тысячи рублей в месяц. - П.О.) Надо что-то делать с качеством управления на государственном уровне. Если реальная жизнь не совпадает с чиновничьими прогнозами - уходи в отставку. Если не умеешь найти выход из кризиса, а лишь удивляешься или пугаешься его - уходи в отставку!
Приведенные выше примеры сбоя системы социального партнерства говорят о необходимости преобразования этой самой системы. И ФНПР предлагает: сделать исполнение решений РТК при подготовке правительством нормативно-правовых актов в сфере социально-трудовых отношений обязательным. (Сейчас решения РТК носят рекомендательный характер.) А также обеспечить возможность участия координаторов сторон РТК в заседаниях правительства России и Федерального собрания и внести соответствующие изменения в регламенты работы этих органов власти.
Глава ФНПР заметил при этом, что во многих заседаниях и консультациях ему и так доводится участвовать, вот только пробиваться туда приходится с боями. Закон помог бы сэкономить силы для более конструктивных занятий. Остаются, правда, сомнения в том, что такой закон может быть принят в принципе. В конце концов, Минтруд участвует в обсуждении “своих” вопросов в правительстве, а ФС правительству, как правило, не возражает. Что же касается стороны работодателей, то понятие лоббизма появилось не из воздуха...
Кроме того, по заседаниям той же “трехсторонки” предельно ясно, что между социальным и финансовым блоком правительства идет неустанная борьба “за бюджет”. Первый хочет тратить и выполнять всевозможные обещания высшего руководства страны, второй - вечно перестраховывается (в самой лестной из формулировок) и “зажимает” бюджетные средства. И позиции того же Минфина зачастую намного сильнее, чем у Минтруда.
Так что, скорее всего, вопрос изменения статуса решений РТК стоит остро только для профсоюзной стороны. Ну так и бороться профсоюзам не привыкать.

источник газета "Солидарность".

Вестник электропрофсоюза


Партнеры