Минэнерго оправдало реформу Чубайса.
Реформа электроэнергетики прошла успешно. За 12 лет отрасль удалось сделать конкурентоспособной, повысить эффективность функционирования электроэнергетики, а также обеспечить бесперебойное снабжение отраслей экономики и населения электроэнергией. Такое заявление сделал министр энергетики РФ Александр Новак в своем докладе «Анализ итогов реформирования РАО "ЕЭС России" и оценка эффективности деятельности созданных на его базе структур» на прошедших парламентских слушаниях в Госдуме. По его словам, за короткий промежуток времени была изменена вся система отношений между потребителями, электроэнергетиками и государством, действовавшая в течение предыдущих десятилетий. Наиболее важное системное достижение, по мнению главы Минэнерго, заключается в том, что электроэнергетика в результате реформы приведена в единую систему экономических условий, которая построена в России после реформ 90-х годов.
«Для потребителей это означает, что улучшилась доступность и повысилась надежность энергоснабжения, прекратились веерные отключения, появилась возможность выбора различных "тарифных планов". Для энергокомпаний это означает планирование и производство товара "электроэнергия" на основании рыночного спроса и предложения, экономические стимулы к повышению эффективности работы в условиях конкурентного рынка и получение средств на инвестиции из рыночных источников», – отметил Новак. Он также подчеркнул, что, несмотря на все экономические проблемы, прошедший кризис, за 2008-2012 годы было введено 16,1 ГВт генерирующих мощностей, тогда как за предшествующие пять лет – почти в два раза меньше. «В результате структурной реформы и рыночных преобразований, в том числе либерализации рынков электроэнергии, в отрасль были привлечены средства в размерах, позволивших более чем вдвое увеличить объемы среднегодовых вводов генерирующих мощностей», – сказал министр. При этом, по словам Новака, в эксплуатацию вводятся современные станции, позволяющие снизить расходы на выработку электроэнергии. «За пять лет расходы условного топлива на производство электроэнергии снизились на 2% – с 335,5 г условного топлива на 1 кВт/ч в 2008 году до 329,7 г в 2012 году», – добавил Новак. Недостаток проведенной реформы, по словам министра, только один – перекрестное субсидирование в электроэнергетике. «Эта проблема имеет давнюю историю и не имеет, быстрого решения. Мы должны действовать в этой части аккуратно, потому что это касается цен тарифов для населения», – заявил он. В то же время основная головная боль и бизнеса, и населения – опережающий рост тарифов на электроэнергию – по мнению Новака, проблемой не является. Цены на электроэнергию для населения выросли за десять лет в 3,3 раза, для прочих потребителей – в 3,2 раза. Но и стоимость основных видов топлива – природного газа и энергетического угля – увеличилась в 4,2 и 2,7 раза соответственно. Учитывая, что на природный газ приходится более 2/3 выработки тепловой генерации и около половины выработки всей электроэнергии России в целом, можно констатировать, что рост цен на электроэнергию обусловлен главным образом удорожанием топлива, и в первую очередь – повышением тарифов на природный газ. «Остальные факторы роста рынок частично компенсировал, поэтому рост цен на электроэнергию оказался ниже роста цен на топливо. Это говорит об эффективности работы рынка», – резюмировал Новак.
Депутаты-единороссы по традиции правительственного чиновника поддержали. «В период после 2008 года выросла надежность энергоснабжения населения и предприятий, – заявил заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев. – Стабильно сокращается число регионов с высоким риском при прохождения максимумов энергетической нагрузки. Если в 2007-2008 годах к регионам высокого риска были отнесены десять субъектов, то в 2009-2010 годах их осталось пять. Особенно значимо, что в 2008-2009 годы из числа регионов высокого риска вывели Московскую и Ленинградскую энергосистемы». Как отмечают эксперты, смысл думского доклада министра можно свести к оправданию роста тарифов, в первую очередь для населения, поскольку тарифы для предприятий решено заморозить. Правда, некоторые из экспертов считают, что и нынешняя, справедливая, по словам Новака, стоимость электроэнергии для промышленных потребителей завышена. «В богатой энергоресурсами России стоимость энергии в сопоставимом выражении на четверть выше, чем в энергодефицитной Европе, – отмечает первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин. – А если сравнивать с США, где обеспеченность энергоресурсами сравнима с российской, то у нас цена энергии в два с половиной раза выше. И даже с природным газом, внутренние цены на который номинально почти в три раза ниже экспортных, ситуация у нас почти аховая: уже в прошлом году внутренняя цена на газ, выраженная через ППС, сравнялась со среднеевропейской». По словам Нигматулина, завышенная цена на электроэнергию препятствует инвестициям и гробит промышленность, а электроэнергетическая отрасль России работает чрезвычайно неэффективно. Поэтому необходимо разработать специальные мероприятия по замораживанию этой цены с последующим ее снижением минимум на 25% – до среднего уровня в ЕС, рассчитанного через формулу покупательской способности. В частности, нужно вводить жесткий контроль над тарифами и платой за присоединение, стимулировать повышение эффективности электроэнергетической отрасли, снизить объемы инвестиций в цене электроэнергии для потребителей
08 июля 2014
Минэнерго оправдало реформу Чубайса.
Реформа электроэнергетики прошла успешно. За 12 лет отрасль удалось сделать конкурентоспособной, повысить эффективность функционирования электроэнергетики, а также обеспечить бесперебойное снабжение отраслей экономики и населения электроэнергией. Такое заявление сделал министр энергетики РФ Александр Новак в своем докладе «Анализ итогов реформирования РАО "ЕЭС России" и оценка эффективности деятельности созданных на его базе структур» на прошедших парламентских слушаниях в Госдуме. По его словам, за короткий промежуток времени была изменена вся система отношений между потребителями, электроэнергетиками и государством, действовавшая в течение предыдущих десятилетий. Наиболее важное системное достижение, по мнению главы Минэнерго, заключается в том, что электроэнергетика в результате реформы приведена в единую систему экономических условий, которая построена в России после реформ 90-х годов.
«Для потребителей это означает, что улучшилась доступность и повысилась надежность энергоснабжения, прекратились веерные отключения, появилась возможность выбора различных "тарифных планов". Для энергокомпаний это означает планирование и производство товара "электроэнергия" на основании рыночного спроса и предложения, экономические стимулы к повышению эффективности работы в условиях конкурентного рынка и получение средств на инвестиции из рыночных источников», – отметил Новак. Он также подчеркнул, что, несмотря на все экономические проблемы, прошедший кризис, за 2008-2012 годы было введено 16,1 ГВт генерирующих мощностей, тогда как за предшествующие пять лет – почти в два раза меньше. «В результате структурной реформы и рыночных преобразований, в том числе либерализации рынков электроэнергии, в отрасль были привлечены средства в размерах, позволивших более чем вдвое увеличить объемы среднегодовых вводов генерирующих мощностей», – сказал министр. При этом, по словам Новака, в эксплуатацию вводятся современные станции, позволяющие снизить расходы на выработку электроэнергии. «За пять лет расходы условного топлива на производство электроэнергии снизились на 2% – с 335,5 г условного топлива на 1 кВт/ч в 2008 году до 329,7 г в 2012 году», – добавил Новак. Недостаток проведенной реформы, по словам министра, только один – перекрестное субсидирование в электроэнергетике. «Эта проблема имеет давнюю историю и не имеет, быстрого решения. Мы должны действовать в этой части аккуратно, потому что это касается цен тарифов для населения», – заявил он. В то же время основная головная боль и бизнеса, и населения – опережающий рост тарифов на электроэнергию – по мнению Новака, проблемой не является. Цены на электроэнергию для населения выросли за десять лет в 3,3 раза, для прочих потребителей – в 3,2 раза. Но и стоимость основных видов топлива – природного газа и энергетического угля – увеличилась в 4,2 и 2,7 раза соответственно. Учитывая, что на природный газ приходится более 2/3 выработки тепловой генерации и около половины выработки всей электроэнергии России в целом, можно констатировать, что рост цен на электроэнергию обусловлен главным образом удорожанием топлива, и в первую очередь – повышением тарифов на природный газ. «Остальные факторы роста рынок частично компенсировал, поэтому рост цен на электроэнергию оказался ниже роста цен на топливо. Это говорит об эффективности работы рынка», – резюмировал Новак.
Депутаты-единороссы по традиции правительственного чиновника поддержали. «В период после 2008 года выросла надежность энергоснабжения населения и предприятий, – заявил заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев. – Стабильно сокращается число регионов с высоким риском при прохождения максимумов энергетической нагрузки. Если в 2007-2008 годах к регионам высокого риска были отнесены десять субъектов, то в 2009-2010 годах их осталось пять. Особенно значимо, что в 2008-2009 годы из числа регионов высокого риска вывели Московскую и Ленинградскую энергосистемы». Как отмечают эксперты, смысл думского доклада министра можно свести к оправданию роста тарифов, в первую очередь для населения, поскольку тарифы для предприятий решено заморозить. Правда, некоторые из экспертов считают, что и нынешняя, справедливая, по словам Новака, стоимость электроэнергии для промышленных потребителей завышена. «В богатой энергоресурсами России стоимость энергии в сопоставимом выражении на четверть выше, чем в энергодефицитной Европе, – отмечает первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин. – А если сравнивать с США, где обеспеченность энергоресурсами сравнима с российской, то у нас цена энергии в два с половиной раза выше. И даже с природным газом, внутренние цены на который номинально почти в три раза ниже экспортных, ситуация у нас почти аховая: уже в прошлом году внутренняя цена на газ, выраженная через ППС, сравнялась со среднеевропейской». По словам Нигматулина, завышенная цена на электроэнергию препятствует инвестициям и гробит промышленность, а электроэнергетическая отрасль России работает чрезвычайно неэффективно. Поэтому необходимо разработать специальные мероприятия по замораживанию этой цены с последующим ее снижением минимум на 25% – до среднего уровня в ЕС, рассчитанного через формулу покупательской способности. В частности, нужно вводить жесткий контроль над тарифами и платой за присоединение, стимулировать повышение эффективности электроэнергетической отрасли, снизить объемы инвестиций в цене электроэнергии для потребителей