Система социального партнерства в России требует корректировки.
Конференция была организована Общественным объединением – «Всероссийский Электропрофсоюз» и Нефтегазстройпрофсоюзом России при поддержке Минтруда России, профильных депутатов Госдумы РФ, ряда отраслевых объединений работодателей, включая Объединение РаЭл, а также Администрации Приморского края и Федерации профсоюзов Приморья.
Организаторы конференции предусмотрели работу ее участников по трем секциям – профсоюзной, представителей органов власти и работодателей, в каждой из которых модераторы делились перед собравшимися своим мнением о сегодняшней ситуации в сфере социального партнерства на различных уровнях. А затем была общая дискуссия, когда любой из участников мог поделиться своими соображениями и высказать предложения по совершенствованию системы социального партнерства – механизма достижения взвешенных компромиссных решений сторон в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
По мнению председателя Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Л.А. Миронова система социального партнерства, являющаяся наиболее действенным инструментом регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне, работает неэффективно и должна претерпеть ряд существенных изменений.
– Одним из самых ярких достижений профсоюзов последних лет является то, что они смогли построить институт социального партнерства, суть которого заключается в том, что все социально значимые решения и инициативы проходят обязательное обсуждение в трехстороннем формате, – сказал в своем выступлении лидер «Нефтегазстройпрофсоюза». – Эти стороны представлены профсоюзом, работодателями и органами исполнительной власти. Сегодня мы выражаем обеспокоенность нынешним состоянием объединений работодателей, которые не могут развалиться из-за нежелания крупных организаций объединяться и участвовать в разработке и реализации отраслевых соглашений. Объединения работодателей слабо организованы и часто не представляют большинство компаний в отраслях. Все это в конечном итоге приводит к обесцениванию заключенных отраслевых соглашений, развалу всей системы социального партнерства и, как следствие, к росту социальной напряженности в стране.
Заместитель Председателя ВЭП Ю.Б. Офицеров подчеркнул в своем выступлении, что главная проблема нежелания работодателей активно вступать в объединения – в отсутствии мотивационных стимулов. Каким образом мотивировать работодателей участвовать в отраслевых объединениях – вопрос пока открытый. Кстати, эта тема поднималась на встречах Президента России В. В. Путина с председателем Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмаковым и Председателем РСПП А.Н. Шохиным.
– Эту проблему надо вывести на уровень правительства, Государственной Думы и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, – заявил заместитель Председателя ВЭП. – Ровно поэтому в правительство и профильные министерства уже внесены предложения законодательно закрепить ряд преференций за работодателями, бизнес которых носит все признаки социально ответственного.
Правда, пока должного внимания со стороны правительства этой проблеме не уделено. Чего стоит ответ Президенту РФ Вице-Премьера правительства О.Ю. Голодец, в котором недвусмысленно заявляется, что преференции социально-ответственным работодателям снизят налоговые поступления и, вообще-то, не вписываются в нормы действующего законодательства.
К счастью эту точку зрения разделяют далеко не все федеральные чиновники. В частности, позиция Минтруда России, хоть и сдержанная, но явно носит заинтересованный характер. Именно эти тезисы прозвучали в выступлениях на конференции начальника отдела развития социального партнерства департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России М. А. Блюма и заместителя директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ П.С. Сергеев.
Участники конференции неоднократно ставили вопросы как вообще определять такие понятия, как «социальная ответственность», «социально ориентированный бизнес», «работодатель», «отрасль». Сегодня эти определения от разных групп представителей социального партнерства звучат совершенно с разным акцентом, а единого определения им просто не существует. Словом, вся система социального взаимодействия представителей работодателей, профсоюзов и органов государственной власти нуждается в корректировке.
В конференции также приняли участие заместитель руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР А.Г. Гудков, представители администрации Приморского края, руководители отраслевых профсоюзных организаций Приморья.
Сторону работодателей на конференции представляли заместитель директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» А.Б. Иванов, генеральный директор Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности О.Ф. Жилин, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики А.В. Замосковный.
По мнению гендиректора Объединения РаЭл А. В. Замосковного, работодатели и профсоюзы должны действовать единым фронтом в вопросах развития социального партнерства. Проблемы здесь есть, и они очень актуальны для общества. Предложены интересные инициативы, которые войдут в формируемый пакет документов, направленных на стимулирование работодателей более активно участвовать в системе социального партнерства. Они носят, в первую очередь, экономический характер, и должны стимулировать, а не принуждать работодателей к социальному партнерству. Если мы хотим, чтобы в стране были сильные профсоюзы и сильные работодатели, чтобы крепло и развивалось социальное партнерство, обеспечивая стабильность в трудовых коллективах и обществе в целом – никакого другого варианта у нас нет…
В конференции приняло участие 87 человек, по ее итогам принята соответствующая резолюция.
По материалам сайта elprof.ru-elprof.ru
21 мая 2014
Система социального партнерства в России требует корректировки.
Конференция была организована Общественным объединением – «Всероссийский Электропрофсоюз» и Нефтегазстройпрофсоюзом России при поддержке Минтруда России, профильных депутатов Госдумы РФ, ряда отраслевых объединений работодателей, включая Объединение РаЭл, а также Администрации Приморского края и Федерации профсоюзов Приморья.
Организаторы конференции предусмотрели работу ее участников по трем секциям – профсоюзной, представителей органов власти и работодателей, в каждой из которых модераторы делились перед собравшимися своим мнением о сегодняшней ситуации в сфере социального партнерства на различных уровнях. А затем была общая дискуссия, когда любой из участников мог поделиться своими соображениями и высказать предложения по совершенствованию системы социального партнерства – механизма достижения взвешенных компромиссных решений сторон в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
По мнению председателя Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Л.А. Миронова система социального партнерства, являющаяся наиболее действенным инструментом регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне, работает неэффективно и должна претерпеть ряд существенных изменений.
– Одним из самых ярких достижений профсоюзов последних лет является то, что они смогли построить институт социального партнерства, суть которого заключается в том, что все социально значимые решения и инициативы проходят обязательное обсуждение в трехстороннем формате, – сказал в своем выступлении лидер «Нефтегазстройпрофсоюза». – Эти стороны представлены профсоюзом, работодателями и органами исполнительной власти. Сегодня мы выражаем обеспокоенность нынешним состоянием объединений работодателей, которые не могут развалиться из-за нежелания крупных организаций объединяться и участвовать в разработке и реализации отраслевых соглашений. Объединения работодателей слабо организованы и часто не представляют большинство компаний в отраслях. Все это в конечном итоге приводит к обесцениванию заключенных отраслевых соглашений, развалу всей системы социального партнерства и, как следствие, к росту социальной напряженности в стране.
Заместитель Председателя ВЭП Ю.Б. Офицеров подчеркнул в своем выступлении, что главная проблема нежелания работодателей активно вступать в объединения – в отсутствии мотивационных стимулов. Каким образом мотивировать работодателей участвовать в отраслевых объединениях – вопрос пока открытый. Кстати, эта тема поднималась на встречах Президента России В. В. Путина с председателем Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмаковым и Председателем РСПП А.Н. Шохиным.
– Эту проблему надо вывести на уровень правительства, Государственной Думы и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, – заявил заместитель Председателя ВЭП. – Ровно поэтому в правительство и профильные министерства уже внесены предложения законодательно закрепить ряд преференций за работодателями, бизнес которых носит все признаки социально ответственного.
Правда, пока должного внимания со стороны правительства этой проблеме не уделено. Чего стоит ответ Президенту РФ Вице-Премьера правительства О.Ю. Голодец, в котором недвусмысленно заявляется, что преференции социально-ответственным работодателям снизят налоговые поступления и, вообще-то, не вписываются в нормы действующего законодательства.
К счастью эту точку зрения разделяют далеко не все федеральные чиновники. В частности, позиция Минтруда России, хоть и сдержанная, но явно носит заинтересованный характер. Именно эти тезисы прозвучали в выступлениях на конференции начальника отдела развития социального партнерства департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России М. А. Блюма и заместителя директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ П.С. Сергеев.
Участники конференции неоднократно ставили вопросы как вообще определять такие понятия, как «социальная ответственность», «социально ориентированный бизнес», «работодатель», «отрасль». Сегодня эти определения от разных групп представителей социального партнерства звучат совершенно с разным акцентом, а единого определения им просто не существует. Словом, вся система социального взаимодействия представителей работодателей, профсоюзов и органов государственной власти нуждается в корректировке.
В конференции также приняли участие заместитель руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР А.Г. Гудков, представители администрации Приморского края, руководители отраслевых профсоюзных организаций Приморья.
Сторону работодателей на конференции представляли заместитель директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» А.Б. Иванов, генеральный директор Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности О.Ф. Жилин, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики А.В. Замосковный.
По мнению гендиректора Объединения РаЭл А. В. Замосковного, работодатели и профсоюзы должны действовать единым фронтом в вопросах развития социального партнерства. Проблемы здесь есть, и они очень актуальны для общества. Предложены интересные инициативы, которые войдут в формируемый пакет документов, направленных на стимулирование работодателей более активно участвовать в системе социального партнерства. Они носят, в первую очередь, экономический характер, и должны стимулировать, а не принуждать работодателей к социальному партнерству. Если мы хотим, чтобы в стране были сильные профсоюзы и сильные работодатели, чтобы крепло и развивалось социальное партнерство, обеспечивая стабильность в трудовых коллективах и обществе в целом – никакого другого варианта у нас нет…
В конференции приняло участие 87 человек, по ее итогам принята соответствующая резолюция.
По материалам сайта elprof.ru-elprof.ru