От чего зависит заработная плата в России
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ
Вводится в Российской Федерации с 1 января 2017 года федеральными законами от 03.07.2016 № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (Закон о НОК) и № 239-ФЗ “О внесении изменений в ТК РФ в связи с принятием ФЗ “О независимой оценке квалификации” (Закон о ТК РФ в связи с НОК).
Основные понятия, установленные в ФЗ “О независимой оценке квалификации”
Закон о НОК закрепляет в правовом поле процедуру независимой оценки квалификации. Согласно данному закону НОК проводится для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Суть оценки квалификации - это подтверждение соответствия квалификации работника или иного лица положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. НОК проводится центром оценки квалификаций.
Прохождение НОК может быть добровольным для соискателя либо по направлению работодателя.
Закон о НОК уточняет полномочия Национального совета по профессиональным квалификациям и вводит три новых понятия, которые дополняют Национальную систему профессиональных квалификаций.
1) Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям (Нацсовет).
Сформирован Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014, теперь получил правовой статус в Законе о НОК. В соответствии с Законом о НОК Нацсовет является консультативным органом при президенте для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в РФ. Нацсовет осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и различных общественных организаций, в том числе объединений работодателей и профсоюзов, в сфере независимой оценки квалификации. Издание НПА РФ по вопросам НОК осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов Нацсоветом.
В состав Нацсовета входят представители: органов государственной власти РФ; общероссийских и иных объединений работодателей; общероссийских профсоюзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профсообщества; образовательных, научных и других организаций.
Четверо из 33 членов Нацсовета - представители ФНПР: председатель ФНПР Михаил Шмаков; председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук; председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров; председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев.
Основные задачи Нацсовета:
а) разработка предложений президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
б) координация деятельности органов государственной власти и различных организаций (объединений работодателей, профсоюзов, их объединений и др.) по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в РФ;
в) экспертиза проектов НПА РФ, в том числе по указанию президента РФ, включая экспертизу проектов поручений президента, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций;
г) экспертиза проектов профстандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профстандартов;
д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профстандартам и подготовка предложений по их совершенствованию;
е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
2) Советы по профессиональным квалификациям (СПК).
Могут создаваться на общероссийском уровне по решению Нацсовета для проведения независимой оценки квалификации по определенным видам профессиональной деятельности. Законом о НОК установлен правовой статус СПК.
Полномочия СПК:
- утверждает оценочные средства для проведения профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- разрабатывает проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации;
- проводит отбор и наделяет полномочиями организации для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (ЦОК);
- осуществляет мониторинг деятельности ЦОК;
- принимает решение о прекращении полномочий ЦОК;
- проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификации;
- проводит независимую оценку квалификации по решению Нацсовета;
- создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами профессионального экзамена, и организует ее деятельность.
В состав каждого СПК в обязательном порядке должны входить представители профсоюзов или их объединений.
По состоянию на 1 сентября 2016 года Нацсоветом одобрено и действует 26 СПК, в состав которых входят представители ФНПР.
3) Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).
Является автономной некоммерческой организацией, создано в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ. В состав учредителей НАРК в соответствии с законом о НОК должны войти общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством РФ: Минтруд и Минобрнауки.
4) Центры оценки квалификации (ЦОК).
На основании Закона о НОК представляют собой юридические лица и имеют право проводить независимую оценку квалификации соискателя, если их наделил полномочиями Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности.
Основания для проведения независимой оценки квалификации
В соответствии со ст. 2 Закона о НОК независимая оценка квалификации работников или других лиц представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям. Квалификационные требования уже установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами РФ и применяются уже сегодня, как правило, на основании ЕТКС и ЕКС. А вот положения профстандартов - это новация.
Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности представляет в НАРК проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации (пп. 2 п. 4 ст. 7 Закона о НОК). В свою очередь НАРК на основе предложений СПК утверждает наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона о НОК). Далее СПК определяет перечень наименований квалификаций для каждого центра оценки квалификации, по которым ЦОК имеет право проводить оценку квалификации (п. 1 ст. 8 Закона о НОК).
СПК уже приступили к работе по определению наименований квалификаций и требований к ним.
Всем участникам этой работы со стороны профсоюзов надо быть крайне внимательными при определении наименования квалификации, а также требований к ней, поскольку расширение перечня этих требований или неверное наименование квалификации могут привести к необоснованным требованиям к соискателю и невозможности прохождения независимой оценки квалификации.
Автор статьи - заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства аппарата ФНПР
Источник: http://www.solidarnost.org/
15 ноября 2016
От чего зависит заработная плата в России
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ
Вводится в Российской Федерации с 1 января 2017 года федеральными законами от 03.07.2016 № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (Закон о НОК) и № 239-ФЗ “О внесении изменений в ТК РФ в связи с принятием ФЗ “О независимой оценке квалификации” (Закон о ТК РФ в связи с НОК).
Основные понятия, установленные в ФЗ “О независимой оценке квалификации”
Закон о НОК закрепляет в правовом поле процедуру независимой оценки квалификации. Согласно данному закону НОК проводится для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Суть оценки квалификации - это подтверждение соответствия квалификации работника или иного лица положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. НОК проводится центром оценки квалификаций.
Прохождение НОК может быть добровольным для соискателя либо по направлению работодателя.
Закон о НОК уточняет полномочия Национального совета по профессиональным квалификациям и вводит три новых понятия, которые дополняют Национальную систему профессиональных квалификаций.
1) Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям (Нацсовет).
Сформирован Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014, теперь получил правовой статус в Законе о НОК. В соответствии с Законом о НОК Нацсовет является консультативным органом при президенте для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в РФ. Нацсовет осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и различных общественных организаций, в том числе объединений работодателей и профсоюзов, в сфере независимой оценки квалификации. Издание НПА РФ по вопросам НОК осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов Нацсоветом.
В состав Нацсовета входят представители: органов государственной власти РФ; общероссийских и иных объединений работодателей; общероссийских профсоюзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профсообщества; образовательных, научных и других организаций.
Четверо из 33 членов Нацсовета - представители ФНПР: председатель ФНПР Михаил Шмаков; председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук; председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров; председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев.
Основные задачи Нацсовета:
а) разработка предложений президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
б) координация деятельности органов государственной власти и различных организаций (объединений работодателей, профсоюзов, их объединений и др.) по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в РФ;
в) экспертиза проектов НПА РФ, в том числе по указанию президента РФ, включая экспертизу проектов поручений президента, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций;
г) экспертиза проектов профстандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профстандартов;
д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профстандартам и подготовка предложений по их совершенствованию;
е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
2) Советы по профессиональным квалификациям (СПК).
Могут создаваться на общероссийском уровне по решению Нацсовета для проведения независимой оценки квалификации по определенным видам профессиональной деятельности. Законом о НОК установлен правовой статус СПК.
Полномочия СПК:
- утверждает оценочные средства для проведения профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- разрабатывает проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации;
- проводит отбор и наделяет полномочиями организации для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (ЦОК);
- осуществляет мониторинг деятельности ЦОК;
- принимает решение о прекращении полномочий ЦОК;
- проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификации;
- проводит независимую оценку квалификации по решению Нацсовета;
- создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами профессионального экзамена, и организует ее деятельность.
В состав каждого СПК в обязательном порядке должны входить представители профсоюзов или их объединений.
По состоянию на 1 сентября 2016 года Нацсоветом одобрено и действует 26 СПК, в состав которых входят представители ФНПР.
3) Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).
Является автономной некоммерческой организацией, создано в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ. В состав учредителей НАРК в соответствии с законом о НОК должны войти общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профсоюзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством РФ: Минтруд и Минобрнауки.
4) Центры оценки квалификации (ЦОК).
На основании Закона о НОК представляют собой юридические лица и имеют право проводить независимую оценку квалификации соискателя, если их наделил полномочиями Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности.
Основания для проведения независимой оценки квалификации
В соответствии со ст. 2 Закона о НОК независимая оценка квалификации работников или других лиц представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям. Квалификационные требования уже установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами РФ и применяются уже сегодня, как правило, на основании ЕТКС и ЕКС. А вот положения профстандартов - это новация.
Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности представляет в НАРК проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации (пп. 2 п. 4 ст. 7 Закона о НОК). В свою очередь НАРК на основе предложений СПК утверждает наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона о НОК). Далее СПК определяет перечень наименований квалификаций для каждого центра оценки квалификации, по которым ЦОК имеет право проводить оценку квалификации (п. 1 ст. 8 Закона о НОК).
СПК уже приступили к работе по определению наименований квалификаций и требований к ним.
Всем участникам этой работы со стороны профсоюзов надо быть крайне внимательными при определении наименования квалификации, а также требований к ней, поскольку расширение перечня этих требований или неверное наименование квалификации могут привести к необоснованным требованиям к соискателю и невозможности прохождения независимой оценки квалификации.
Автор статьи - заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства аппарата ФНПР
Источник: http://www.solidarnost.org/