От прожиточного минимума к потребительскому бюджету
14.1. Права работников на справедливую оплату труда
Г. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и основания их установления
Надо различать стимулирующие и поощрительные выплаты: первые стимулируют заинтересованность работника в эффективности работы всей организации или предприятия, вторые - поощряют работников за эффективность работы всей организации или предприятия по итогам месяца, квартала, года.
Стимулирование и поощрение работников предусмотрено ТК РФ. Так, работодатель поощряет добросовестно исполняющих трудовые обязанности работников (ст. 191 ТК РФ): объявляет благодарность; премирует; награждает ценным подарком, почетной грамотой; представляет к званию лучшего по профессии (перечень закрытый). За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к госнаградам. Другие виды поощрений за труд определяются колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, положениями о дисциплине. А стимулирующие и поощрительные выплаты - колдоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ).
Исходя из положений статей 135 и 191, работодатель обязан: поощрять работников; устанавливать иные виды поощрений колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка; устанавливать системы оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования; устанавливать системы стимулирования и поощрения колдоговором, соглашениями (если они не установлены локальными нормативными актами).
Стимулирующие и поощрительные выплаты не следует устанавливать за высокое качество работы, высокую квалификацию, повышенную сложность работы, ответственность работника, поскольку от этих факторов зависит вознаграждение за труд и они должны включаться в оклад. Стимулирующие и поощрительные выплаты могут устанавливаться за высокую организацию труда; наставничество; рацпредложения; помощь другим работникам, влекущую повышение эффективности организации; инициативность; творческое отношение к трудовой функции; новизну подходов к выполнению поставленной задачи.
14.1.2. ПМ и минимальный потребительский бюджет
Один из основных принципов регулирования трудовых отношений - работник имеет право на зарплату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи и не ниже МРОТ, установленного ФЗ. Но ст. 133 ТК РФ привязывает МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения (далее - ПМ), который исчисляется из расчета минимальных потребностей работника без учета семейной нагрузки. А ст. 421 ТК отодвинула достижение МРОТ величины ПМ на неопределенный срок, ибо поэтапное повышение МРОТ до ПМ устанавливается ФЗ.
Справка. ПМ вводился как показатель физиологического минимума на период преодоления кризиса в экономике (указ президента № 210 от 02.03.1992 “О системе минимальных потребительских бюджетов”). ПМ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, ЖКУ).
ФНПР считает, что надо перейти от ПМ к минимальному (восстановительному) потребительскому бюджету (МВПБ). ПМ надо сохранить для установления минимальных размеров социальных пособий, а МРОТ установить на уровне МВПБ работающего населения, чтобы обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы - восстановление и возможность развития физических, профессиональных и социальных способностей человека к труду, без семейной нагрузки, расходов на образование и аренду жилья. Однако нормативное правовое определение понятия и структуры МВПБ все еще не установлено.
Эксперты ФНПР вместе с научным сообществом в конце 2011 года разработали МВПБ для трудоспособного населения на основании потребительской корзины работающего населения. (Структура потребительской корзины, на основе которой рассчитывался ПМ, представляла собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в натуральном выражении. С 2013 года в натуральном выражении в ПМ оценивается продовольствие, а непродовольственные товары и услуги устанавливаются в соотношении к продуктам питания.)
В МВПБ расходы на питание выше, чем в ПМ, более чем вдвое. Это произошло за счет продуктов, не входящих в минимальный набор (колбасные изделия, копчености, кофе, какао), улучшения их качества и повышения расходов на питание вне дома. Выросла стоимость и непродовольственных товаров и услуг - за счет увеличения сроков износа одежды и включения в корзину необходимых товаров (наручные часы, мобильный телефон, хозинвентарь, текстильные изделия, изделия для ремонта жилья, для занятий спортом и туризмом, печатные материалы). Рост стоимости услуг произошел в связи с внесением в корзину услуг дополнительных. А именно: ЖКУ; транспортных (проезд на пригородном и междугородном ж/д транспорте, на самолете); рекреационных (досуг и отдых); медицинских, не входящих в систему ОМС (протезирование и т.д.); услуг связи; услуг правового характера; бытовых (ремонт обуви, парикмахерская, химчистка…).
Таким образом, на начало 2012 года МВПБ, рассчитанные экспертами ФНПР, составили для мужчин 23 917 и для женщин 24 209 руб., что в 2,5 раза больше минимальных ПМ для мужчин и женщин в целом по РФ. А на начало 2018 года МРОТ, рассчитанный на основании МВПБ с учетом роста индекса потребительских цен, должен был составлять около 37 тыс. руб. И МРОТ, установленный не ниже МВПБ, позволит обеспечить основные потребности работника без учета семейной нагрузки.
Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России
Источник: Солидарность
27 мая 2019
От прожиточного минимума к потребительскому бюджету
14.1. Права работников на справедливую оплату труда
Г. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и основания их установления
Надо различать стимулирующие и поощрительные выплаты: первые стимулируют заинтересованность работника в эффективности работы всей организации или предприятия, вторые - поощряют работников за эффективность работы всей организации или предприятия по итогам месяца, квартала, года.
Стимулирование и поощрение работников предусмотрено ТК РФ. Так, работодатель поощряет добросовестно исполняющих трудовые обязанности работников (ст. 191 ТК РФ): объявляет благодарность; премирует; награждает ценным подарком, почетной грамотой; представляет к званию лучшего по профессии (перечень закрытый). За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к госнаградам. Другие виды поощрений за труд определяются колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, положениями о дисциплине. А стимулирующие и поощрительные выплаты - колдоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ).
Исходя из положений статей 135 и 191, работодатель обязан: поощрять работников; устанавливать иные виды поощрений колдоговором или правилами внутреннего трудового распорядка; устанавливать системы оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования; устанавливать системы стимулирования и поощрения колдоговором, соглашениями (если они не установлены локальными нормативными актами).
Стимулирующие и поощрительные выплаты не следует устанавливать за высокое качество работы, высокую квалификацию, повышенную сложность работы, ответственность работника, поскольку от этих факторов зависит вознаграждение за труд и они должны включаться в оклад. Стимулирующие и поощрительные выплаты могут устанавливаться за высокую организацию труда; наставничество; рацпредложения; помощь другим работникам, влекущую повышение эффективности организации; инициативность; творческое отношение к трудовой функции; новизну подходов к выполнению поставленной задачи.
14.1.2. ПМ и минимальный потребительский бюджет
Один из основных принципов регулирования трудовых отношений - работник имеет право на зарплату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи и не ниже МРОТ, установленного ФЗ. Но ст. 133 ТК РФ привязывает МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения (далее - ПМ), который исчисляется из расчета минимальных потребностей работника без учета семейной нагрузки. А ст. 421 ТК отодвинула достижение МРОТ величины ПМ на неопределенный срок, ибо поэтапное повышение МРОТ до ПМ устанавливается ФЗ.
Справка. ПМ вводился как показатель физиологического минимума на период преодоления кризиса в экономике (указ президента № 210 от 02.03.1992 “О системе минимальных потребительских бюджетов”). ПМ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, ЖКУ).
ФНПР считает, что надо перейти от ПМ к минимальному (восстановительному) потребительскому бюджету (МВПБ). ПМ надо сохранить для установления минимальных размеров социальных пособий, а МРОТ установить на уровне МВПБ работающего населения, чтобы обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы - восстановление и возможность развития физических, профессиональных и социальных способностей человека к труду, без семейной нагрузки, расходов на образование и аренду жилья. Однако нормативное правовое определение понятия и структуры МВПБ все еще не установлено.
Эксперты ФНПР вместе с научным сообществом в конце 2011 года разработали МВПБ для трудоспособного населения на основании потребительской корзины работающего населения. (Структура потребительской корзины, на основе которой рассчитывался ПМ, представляла собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в натуральном выражении. С 2013 года в натуральном выражении в ПМ оценивается продовольствие, а непродовольственные товары и услуги устанавливаются в соотношении к продуктам питания.)
В МВПБ расходы на питание выше, чем в ПМ, более чем вдвое. Это произошло за счет продуктов, не входящих в минимальный набор (колбасные изделия, копчености, кофе, какао), улучшения их качества и повышения расходов на питание вне дома. Выросла стоимость и непродовольственных товаров и услуг - за счет увеличения сроков износа одежды и включения в корзину необходимых товаров (наручные часы, мобильный телефон, хозинвентарь, текстильные изделия, изделия для ремонта жилья, для занятий спортом и туризмом, печатные материалы). Рост стоимости услуг произошел в связи с внесением в корзину услуг дополнительных. А именно: ЖКУ; транспортных (проезд на пригородном и междугородном ж/д транспорте, на самолете); рекреационных (досуг и отдых); медицинских, не входящих в систему ОМС (протезирование и т.д.); услуг связи; услуг правового характера; бытовых (ремонт обуви, парикмахерская, химчистка…).
Таким образом, на начало 2012 года МВПБ, рассчитанные экспертами ФНПР, составили для мужчин 23 917 и для женщин 24 209 руб., что в 2,5 раза больше минимальных ПМ для мужчин и женщин в целом по РФ. А на начало 2018 года МРОТ, рассчитанный на основании МВПБ с учетом роста индекса потребительских цен, должен был составлять около 37 тыс. руб. И МРОТ, установленный не ниже МВПБ, позволит обеспечить основные потребности работника без учета семейной нагрузки.
Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России
Источник: Солидарность