ЭЛПРОФ03 buryatprofru@mail.ru

Всероссийский Электропрофсоюз

Бурятская республиканская организация

Пять частых вопросов про электронные книжки
Пять частых вопросов про электронные книжки
  30 июля 2020

Пять частых вопросов про электронные книжки


Что будет, если фирма не уведомит об электронных книжках?

Из-за карантина многие не успели уведомить работников до 30 июня о праве выбора между бумажной и электронной книжкой. Поэтому срок продлили до 31 октября включительно (постановление Правительства от 19.06.2020 № 887).

Если не уложитесь и в этот срок, то рискуете получить штраф от трудинспекции.

Отдельных штрафов за то, что не уведомили сотрудников, в действующем законодательстве нет. Но такие действия трудинспекция расценит как нарушение прав сотрудников. Тогда инспекторы могут назначить штраф директору на сумму 1—5 тыс. руб., компании — 30—50 тыс. руб., а предпринимателям — 1—5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Нужно ли уведомлять о переходе на электронные книжки новых сотрудников, которых приняли на работу в 2020 году?


Вы не знаете наверняка, уведомлял ли прежний работодатель сотрудника о переходе на электронные трудовые книжки. Но вы можете узнать, подавал ли работник заявление о выборе формы трудовой книжки на прошлой работе.

Если он выбрал электронную книжку, то в его бумажной трудовой должна быть запись о том, что книжка выдана на руки. Если он выбрал бумажную книжку, то попросите у новичка справку по форме СТД-ПФР. Она содержит сведения обо всех компаниях, где работал «физик». Работник может взять справку в личном кабинете на сайте pfrf.ru.

Если в СТД-ПФР нет сведений о датах подачи заявлений, то уведомите сотрудника о переходе на электронные книжки. Заявление с выбором формы трудовой новичок принесет вам. Если же в СТД-ПФР есть отметка, что сотрудник решил оставить трудовую книжку на бумаге, то вы можете вручить ему уведомление, но не обязаны. Если уведомляете работника о новых правилах, тогда не требуйте повторное заявление. Сообщите только в уведомлении, что сотрудник в любой момент может перейти на электронный формат. Для этого он должен будет подать новое заявление.

Если работник не может представить СТД-ПФР, тогда безопаснее уведомить нового работника о переходе на электронные книжки. Так вы обезопасите компанию от претензий со стороны трудинспекции.

Нужно ли подавать СЗВ-ТД и делать запись в трудовой книжке о том, что уведомили работника о новых правилах?


Нет, не нужно. СЗВ-ТД вы подаете только после того, как сотрудник подаст заявление о выборе способа ведения трудовой книжки либо произойдут какие-то кадровые события (п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). После уведомления сотрудников отчет в ПФР не отправляйте.

Запись в трудовую книжку внесите, если сотрудник выбрал электронную трудовую книжку. Не делайте запись в трудовой после того, как уведомите сотрудника или он решит сохранить книжку на бумаге.

Может ли работник передумать и выбрать другой способ ведения трудовой книжки?

Ответ зависит от того, что вначале решил сотрудник.

Если работник подал заявление о продолжении ведения трудовой книжки на бумаге, то он может передумать и подать новое заявление о переходе на электронный формат (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Это можно сделать даже в 2021 году или позднее. А вот те, кто уже отказался от бумажной трудовой и перешел на электронные трудовые, возобновить ведение книжки на бумаге не смогут. Такой возможности Закон № 439-ФЗ не предусматривает.

В то же время, если вы еще не сделали запись в бумажной трудовой о выдаче книжки на руки, а работник хочет оставить документ на бумаге, можно поступить так.

Возьмите у работника заявление о том, что он ошибся с первоначальным заявлением и хотел оставить бумажную книжку. После этого сдайте в ПФР отчет СЗВ-ТД, в котором поставьте знак «X» в поле «Признак отмены» напротив данных об электронной книжке. В строке напротив слов «Подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки» поставьте дату заявления об отзыве.

Если сотрудник в течение 2020 года так и не подаст никакого заявления, то компания должна будет продолжать вести трудовую книжку на бумаге. Такой «молчун» также вправе в любой момент подать заявление о представлении сведений о трудовой деятельности согласно статье 66.1 ТК (письмо Минтруда от 11.02.2020 № 14-2/В-141).

В каких случаях нужно указывать в СЗВ-ТД сведения на 1 января?

Сведения о трудовой деятельности на 1 января 2020 года укажите в первом отчете СЗВ-ТД (п. 1.7 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п). В последующих отчетах дублировать последнюю запись из трудовой не нужно. Сведения на 1 января 2020 года включите в первый отчет, если уволили или перевели сотрудника либо он подал заявление о выборе способа ведения трудовой книжки.

Последняя запись в трудовой книжке новичка — запись об увольнении с другого места. Переносить ее в отчет СЗВ-ТД не нужно, поскольку фирма указывает только свои данные. В отчете на новичка укажите только сведения о приеме на работу к вам.

Вестник электропрофсоюза


Партнеры