ЭЛПРОФ03 buryatprofru@mail.ru

Всероссийский Электропрофсоюз

Бурятская республиканская организация

Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения обсудила проект закона
Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения обсудила проект закона
  22 октября 2018

Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения обсудила проект закона


Законопроект разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 ноября 2016 г. № ДМ-П12-70пр п.3, абз.4, в соответствии с которым Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено «проработать вопрос целесообразности… придания предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации-должника».

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих расширение полномочий федеральной инспекции труда, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства.
Основная новация законопроекта – предоставление федеральной инспекции труда полномочий по принятию решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Порядок осуществления указанных полномочий предусматривается вновь вводимой в Трудовой кодекс Российской Федерацией статьей 3601.

Тем самым данный документ попадает в категорию «иных документов», принимаемых к исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Ранее данный законопроект неоднократно обсуждался и дорабатывался по замечаниям работодательского сообщества. Из проекта был исключен ряд положений, признанных избыточными, в том числе право инспектора по труду получать информацию в кредитных учреждениях.

Сторона общероссийских объединений работодателей последовательно возражала против введения такой процедуры по следующим основаниям:

Действующим законодательством уже установлен механизм восстановления нарушенного права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, в соответствии с которым оперативно решить вопрос о принудительном восстановлении нарушенного права можно в судебном порядке через судебный приказ, предусмотренный статьями 121, 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что невыплата заработной платы может быть квалифицирована не только как административное правонарушение, но и как уголовное преступление.

Справочно.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены санкции в зависимости от размера и сроков невыплаты заработной платы в виде штрафа до пятьсот тысяч рублей, либо наказания принудительными работами на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до пяти лет.

Таким образом, охранительный потенциал указанной нормы является достаточно высоким, а также носит существенный превентивный характер.

Работодатели считают, что приведенные Минтрудом России и Рострудом России данные, а также отсутствие анализа результатов уже принятых мер по усилению ответственности работодателей не дают достаточных оснований для вывода о целесообразности введения данной меры, что в свою очередь противоречит тексту поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 ноября 2016 года № ДМ-П12-70пр.
Любое принудительное изъятие имущества без решения суда, в т.ч. бесспорное списание денежных средств со счета в банке, является существенным ограничением прав участников экономического оборота и может привести к тяжелым финансовым последствиям, в том числе и к банкротству организации. В связи с этим расширение количества случаев внесудебного списания средств со счетов клиентов банков без убедительного обоснования представляется OOP «РСПП» недопустимым.

Кроме того, следует отметить, что проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)», ранее входивший в состав пакета законодательных инициатив и позволявший применять аналогичные санкции к бюджетным учреждениям, теперь из пакета исключен. Тем самым трудовой инспектор будет наделен разными полномочиями по отношению к разным категориям работодателей.

Работодатели также отметили, что невыполнение работодателем в срок законного предписания государственного инспектора труда, связанного с выплатой работнику заработной платы, во многих случаях связано с действующей очередностью списания денежных средств по платежным документам по оплате труда, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом предусмотренные тем же поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 ноября 2016 г. № ДМ-П12-70пр (п.3., абз.5) поправки в указанную статью, которые поддержаны OOP «РСПП» и объединениями профсоюзов, до сих пор не приняты.

Таким образом, указанный законопроект будет рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при особом мнении стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения работодателей, которая не поддерживает указанные законопроекты, так как они предусматривают необоснованное наделение федеральной инспекции труда полномочиями по принятию решения о принудительном списании денежных средств со счетов работодателя во внесудебном порядке при уже имеющихся для этих целей судебных и иных процедурах, что существенно ограничивает экономические права участников экономического оборота.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.

Вестник электропрофсоюза


Партнеры