Рост минимальных зарплат оказался под вопросом: инфляция бьет рекорды
А ведь МРОТ - это зарплата, на которую, по мнению властей, можно жить и содержать семью, а прожиточный минимум - черта, отделяющая имеющих право на социальную помощь, от тех, кто такого права не имеет…
7 июля Росстат объявил, что в конце июня инфляция по сравнению с июнем прошлого года составила 6,4%. В мае по сравнению с маем прошлого года она тянула на 6%. То есть рост цен, причем и на продукты питания, и на промышленные товары продолжается. А 9 июля Максим Решетников, глава Минэкономразвития (это ведомство отвечает у нас за прогнозы социально-экономического развития) объявил, что всё не так страшно, рост цен вот-вот замедлится, и в итоге годовая инфляция составит где-то около 5%. Между тем принятый осенью прошлого года закон о бюджете исходил из того, что в 2021 году инфляция будет не более 3,7% годовых, а совсем недавно, в апреле, тот же Минэкономразвития полагал, что удастся удержаться на 4,3%…
Между тем на официальном портале вовсю идет общественное обсуждение законопроекта об установлении МРОТ на 2022 год, который разработал Минтруда - принимать его будет уже переизбранный парламент. Начиная с 2021 года, говорится в пояснительной записке к законопроекту, минимальный размер оплаты труда на очередной год исчисляется исходя из величины медианной заработной платы и равен 42% от неё. Медианная зарплата (её рассчитывает Росстат) - это такая зарплата, меньше и больше которой получает по 50% работников в стране. Таким образом, МРОТ на 2022 год будет установлен в размере 13 617 рублей в месяц исходя из медианной зарплаты за 2020 год. Это на 825 рублей и 6,4% больше, чем МРОТ в 2021 году…
Зарплата в результате повысится у 4,7 млн. работников, которые сейчас получают нынешний МРОТ или на пару-тройку сотен рублей больше, но до новой планки в 13 617 рублей не дотягивают.
Странным образом цифра 6,4% обещанного роста МРОТ совпала с уровнем инфляции, накопленной к концу июня. Значит, если и дальше всё пойдет не так, как ожидает Минэкономразвития (а до сих пор всё шло как раз не так, как оно ожидало), и цены продолжат брать новые высоты, никакого реального роста минимального заработка за полный рабочий день и полную ставку мы не увидим. Если же цены все-таки устанут карабкаться вверх и замрут, а инфляция к концу года составит процентов 5 с небольшим - реально МРОТ вырастет в лучшем случае на 1 процент с небольшим.
Секретарь ФНПР Олег Соколов в разговоре с «МК» признал, что история с МРОТ выглядит все-таки пока не совсем плохо, потому что реальная зарплата (то есть набор предметов и услуг, которые на полученные деньги можно купить, покупательная способность зарплаты) в первые месяцы этого года по сравнению с годом прошлым, по данным Росстата, росла. «Правда, Росстат считает зарплаты лишь на крупных и средних предприятиях», - оговаривает он, то есть полной картины того, что происходит с заработками, оптимистичные цифры не дают. В любом случае, считает г-н Соколов, «проблема в том, что МРОТ в России остается по-прежнему сам по себе очень низким, по этому показателю мы отстаем от многих и многих стран», к тому же «до конца так и не решен вопрос о том, что должно включаться в понятие МРОТ».
Дело в том, что до 2007 года в Трудовом кодексе было особо оговорено, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а размеры тарифных ставок и окладов не могли быть ниже МРОТ. Но потом все эти оговорки убрали, и стало возможным то, что на своей шкуре испытали и испытывают миллионы работников бюджетной сферы в небогатых регионах: оклад или ставка, то есть гарантированная часть зарплаты, там зачастую ниже МРОТ, а до искомого уровня всё догоняется как раз за счет разных стимулирующих и премиальных. Конституционный суд несколько раз рассматривал этот вопрос, и всегда настаивал на том, что, несмотря на внесенные в Трудовой кодекс изменения, правовая природа МРОТ и его назначение остаются прежними, гарантированная нормальная ставка не должна быть ниже этого уровня, а все надбавки, сверхурочные и премии - сверх того. Но «в реальной жизни всё так и остается», констатирует г-н Соколов, и никаких изменений в законодательство, решающих проблему, внесено не было. В Госдуме, надо признать, несколько раз робко пытались «подойти к снаряду», но правительство выступало категорически против, утверждая, что это приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней в размере 400 млрд. рублей примерно.
Значит, примерно столько учителям, врачам, муниципальным и региональным служащим не доплачивают, надо понимать…
Но если рассчитанный по новой методике МРОТ на 2022 год пока ещё выглядит не совсем убого, с прожиточным минимумом (ПМ) всё куда печальнее. Видимо, поэтому на сайте Минтруда в сообщении о том, что 1 июля правительство приняло подготовленное на основании расчетов Росстата постановление, определяющее федеральный прожиточный минимум на следующий год, приведены лишь абсолютные цифры: средний на душу населения - 11950 рублей в месяц, для трудоспособного населения - 13 026 рублей в месяц, для детей - 11 592 рубля в месяц, а для пенсионеров - 10 277 рублей в месяц. Насколько всё это больше того прожиточного минимума, что действует в этом году? Об этом ни слова, хотя про рост МРОТ на 6,4% в том же сообщении сказано.
Понятно, почему ни слова: ПМ номинально вырастет всего на 2,5%, то есть даже если всё будет так, как представляется Минэкономразвития, то в реальном исчислении он упадет. А ведь речь идет, как говорится в соответствующем законе о «минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности сумме доходов гражданина»…
Кстати, с 2021 года методика расчета прожиточного минимума тоже изменилась. Раньше он зависел от стоимости потребительской корзины во втором квартале предыдущего года. А теперь равняется 44,2% медианного дохода россиян за позапрошлый год (в нашем случае - за 2020-й). Медианный доход здесь - черта, отделяющая 50% имеющих меньше от 50% имеющих больше.
Прожиточный минимум - официальная черта бедности. С учетом федерального ПМ регионы определяют свои минимумы, и потом все, чей совокупный доход ниже, имеют право на социальную помощь, пособия, компенсации и доплаты. А все, чей совокупный доход выше хоть на 10 рублей - не имеют. Понятно теперь, почему в 61 регионе с хилыми бюджетами прожиточный минимум, по мнению федеральных властей, всё время занижался? Чтобы статистика по бедным выглядела не столь страшно, а тратить на их поддержку можно было бы меньше.
Ради приведения процесса к общероссийскому знаменателю теперь закон наделяет правительство правом определять специальные региональные коэффициенты, путем умножения на которые федерального ПМ должен высчитываться ПМ региональный. Полностью перейти на эту схему планируется к 2025 году. Самый высокий региональный коэффициент установлен для Чукотки: 2,61. Самый низкий, 0,83, для Белгородской и Липецкой областей.
Любопытно, что далеко не везде в результате перехода на новую систему расчета региональных коэффициентов ПМ в номинальном исчислении будет расти более быстрыми темпами. Черта бедности в Москве, например, должна теперь подниматься гораздо медленнее, чем в последние годы. Дело в том, что коэффициент для столицы установлен в 1,2, и если бы на 2021 год ПМ уже устанавливался исходя из новых правил, то черта бедности для трудоспособных москвичей равнялась бы не 20 589 рублей в месяц, как сейчас, а всего 15 242 рублям в месяц, черта бедности для московских пенсионеров (не считая тех, кто живет в столице более 10 лет) - не 13 496 рублей, а 12026 рублей в месяц, и черта бедности для детей - не 15 582 рубля в месяц, а 13 563 рубля с копейками. Для таких регионов, где ПМ, по мнению федеральных властей, слишком высок, впредь он должен расти год от года не больше чем на уровень запланированной инфляции - до тех пор, пока не придет в соответствие с предписанной коэффициентами нормой.
Свои прожиточные минимумы на 2022 год субъекты РФ должны объявить не позднее 15 сентября.
Источник: MKRU
14 июля 2021
Рост минимальных зарплат оказался под вопросом: инфляция бьет рекорды
А ведь МРОТ - это зарплата, на которую, по мнению властей, можно жить и содержать семью, а прожиточный минимум - черта, отделяющая имеющих право на социальную помощь, от тех, кто такого права не имеет…
7 июля Росстат объявил, что в конце июня инфляция по сравнению с июнем прошлого года составила 6,4%. В мае по сравнению с маем прошлого года она тянула на 6%. То есть рост цен, причем и на продукты питания, и на промышленные товары продолжается. А 9 июля Максим Решетников, глава Минэкономразвития (это ведомство отвечает у нас за прогнозы социально-экономического развития) объявил, что всё не так страшно, рост цен вот-вот замедлится, и в итоге годовая инфляция составит где-то около 5%. Между тем принятый осенью прошлого года закон о бюджете исходил из того, что в 2021 году инфляция будет не более 3,7% годовых, а совсем недавно, в апреле, тот же Минэкономразвития полагал, что удастся удержаться на 4,3%…
Между тем на официальном портале вовсю идет общественное обсуждение законопроекта об установлении МРОТ на 2022 год, который разработал Минтруда - принимать его будет уже переизбранный парламент. Начиная с 2021 года, говорится в пояснительной записке к законопроекту, минимальный размер оплаты труда на очередной год исчисляется исходя из величины медианной заработной платы и равен 42% от неё. Медианная зарплата (её рассчитывает Росстат) - это такая зарплата, меньше и больше которой получает по 50% работников в стране. Таким образом, МРОТ на 2022 год будет установлен в размере 13 617 рублей в месяц исходя из медианной зарплаты за 2020 год. Это на 825 рублей и 6,4% больше, чем МРОТ в 2021 году…
Зарплата в результате повысится у 4,7 млн. работников, которые сейчас получают нынешний МРОТ или на пару-тройку сотен рублей больше, но до новой планки в 13 617 рублей не дотягивают.
Странным образом цифра 6,4% обещанного роста МРОТ совпала с уровнем инфляции, накопленной к концу июня. Значит, если и дальше всё пойдет не так, как ожидает Минэкономразвития (а до сих пор всё шло как раз не так, как оно ожидало), и цены продолжат брать новые высоты, никакого реального роста минимального заработка за полный рабочий день и полную ставку мы не увидим. Если же цены все-таки устанут карабкаться вверх и замрут, а инфляция к концу года составит процентов 5 с небольшим - реально МРОТ вырастет в лучшем случае на 1 процент с небольшим.
Секретарь ФНПР Олег Соколов в разговоре с «МК» признал, что история с МРОТ выглядит все-таки пока не совсем плохо, потому что реальная зарплата (то есть набор предметов и услуг, которые на полученные деньги можно купить, покупательная способность зарплаты) в первые месяцы этого года по сравнению с годом прошлым, по данным Росстата, росла. «Правда, Росстат считает зарплаты лишь на крупных и средних предприятиях», - оговаривает он, то есть полной картины того, что происходит с заработками, оптимистичные цифры не дают. В любом случае, считает г-н Соколов, «проблема в том, что МРОТ в России остается по-прежнему сам по себе очень низким, по этому показателю мы отстаем от многих и многих стран», к тому же «до конца так и не решен вопрос о том, что должно включаться в понятие МРОТ».
Дело в том, что до 2007 года в Трудовом кодексе было особо оговорено, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а размеры тарифных ставок и окладов не могли быть ниже МРОТ. Но потом все эти оговорки убрали, и стало возможным то, что на своей шкуре испытали и испытывают миллионы работников бюджетной сферы в небогатых регионах: оклад или ставка, то есть гарантированная часть зарплаты, там зачастую ниже МРОТ, а до искомого уровня всё догоняется как раз за счет разных стимулирующих и премиальных. Конституционный суд несколько раз рассматривал этот вопрос, и всегда настаивал на том, что, несмотря на внесенные в Трудовой кодекс изменения, правовая природа МРОТ и его назначение остаются прежними, гарантированная нормальная ставка не должна быть ниже этого уровня, а все надбавки, сверхурочные и премии - сверх того. Но «в реальной жизни всё так и остается», констатирует г-н Соколов, и никаких изменений в законодательство, решающих проблему, внесено не было. В Госдуме, надо признать, несколько раз робко пытались «подойти к снаряду», но правительство выступало категорически против, утверждая, что это приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней в размере 400 млрд. рублей примерно.
Значит, примерно столько учителям, врачам, муниципальным и региональным служащим не доплачивают, надо понимать…
Но если рассчитанный по новой методике МРОТ на 2022 год пока ещё выглядит не совсем убого, с прожиточным минимумом (ПМ) всё куда печальнее. Видимо, поэтому на сайте Минтруда в сообщении о том, что 1 июля правительство приняло подготовленное на основании расчетов Росстата постановление, определяющее федеральный прожиточный минимум на следующий год, приведены лишь абсолютные цифры: средний на душу населения - 11950 рублей в месяц, для трудоспособного населения - 13 026 рублей в месяц, для детей - 11 592 рубля в месяц, а для пенсионеров - 10 277 рублей в месяц. Насколько всё это больше того прожиточного минимума, что действует в этом году? Об этом ни слова, хотя про рост МРОТ на 6,4% в том же сообщении сказано.
Понятно, почему ни слова: ПМ номинально вырастет всего на 2,5%, то есть даже если всё будет так, как представляется Минэкономразвития, то в реальном исчислении он упадет. А ведь речь идет, как говорится в соответствующем законе о «минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности сумме доходов гражданина»…
Кстати, с 2021 года методика расчета прожиточного минимума тоже изменилась. Раньше он зависел от стоимости потребительской корзины во втором квартале предыдущего года. А теперь равняется 44,2% медианного дохода россиян за позапрошлый год (в нашем случае - за 2020-й). Медианный доход здесь - черта, отделяющая 50% имеющих меньше от 50% имеющих больше.
Прожиточный минимум - официальная черта бедности. С учетом федерального ПМ регионы определяют свои минимумы, и потом все, чей совокупный доход ниже, имеют право на социальную помощь, пособия, компенсации и доплаты. А все, чей совокупный доход выше хоть на 10 рублей - не имеют. Понятно теперь, почему в 61 регионе с хилыми бюджетами прожиточный минимум, по мнению федеральных властей, всё время занижался? Чтобы статистика по бедным выглядела не столь страшно, а тратить на их поддержку можно было бы меньше.
Ради приведения процесса к общероссийскому знаменателю теперь закон наделяет правительство правом определять специальные региональные коэффициенты, путем умножения на которые федерального ПМ должен высчитываться ПМ региональный. Полностью перейти на эту схему планируется к 2025 году. Самый высокий региональный коэффициент установлен для Чукотки: 2,61. Самый низкий, 0,83, для Белгородской и Липецкой областей.
Любопытно, что далеко не везде в результате перехода на новую систему расчета региональных коэффициентов ПМ в номинальном исчислении будет расти более быстрыми темпами. Черта бедности в Москве, например, должна теперь подниматься гораздо медленнее, чем в последние годы. Дело в том, что коэффициент для столицы установлен в 1,2, и если бы на 2021 год ПМ уже устанавливался исходя из новых правил, то черта бедности для трудоспособных москвичей равнялась бы не 20 589 рублей в месяц, как сейчас, а всего 15 242 рублям в месяц, черта бедности для московских пенсионеров (не считая тех, кто живет в столице более 10 лет) - не 13 496 рублей, а 12026 рублей в месяц, и черта бедности для детей - не 15 582 рубля в месяц, а 13 563 рубля с копейками. Для таких регионов, где ПМ, по мнению федеральных властей, слишком высок, впредь он должен расти год от года не больше чем на уровень запланированной инфляции - до тех пор, пока не придет в соответствие с предписанной коэффициентами нормой.
Свои прожиточные минимумы на 2022 год субъекты РФ должны объявить не позднее 15 сентября.
Источник: MKRU