Председатель ФНПР прокомментировал отчет Счетной палаты
Интервью Председателя ФНПР Михаила Шмакова в Бюллетене Счетной палаты
Почему Федерация независимых профсоюзов России поддержала механизм прямых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации? Ключевой задачей механизма было обеспечение гарантированного права застрахованных лиц на получение государственных пособий по обязательному социальному страхованию. В ходе реализации предполагались изменения в порядке выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, был обеспечен переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС к механизму выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда.
Наемные работники получили возможность напрямую, независимо от финансового положения своего работодателя, получать гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе если организация находится в стадии банкротства.
Удалось ли достичь ключевой задачи? По нашему мнению, во многом да. Механизм прямых выплат является актуальным, более адекватен сегодняшнему состоянию рынка труда, чем «зачетный» метод.
За реализацией пилотного проекта стояла большая подготовительная работа. С 2011 года проводились консультации, встречи, выездные заседания в регионах, где осуществлялся эксперимент, с участием профсоюзов, работодателей и представителей ФСС. Применение нового механизма прямых выплат рассматривалось в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Замечания и предложения от профсоюзов обсуждались на заседании правления Фонда и были учтены.
Вопрос о реализации пилотного проекта «Прямые выплаты» был рассмотрен на заседании Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по социальным гарантиям, где участники заседания в целом его поддержали.
Однако остаются вопросы, которые необходимо контролировать и своевременно решать. По данным членских организаций ФНПР, среди них наиболее часто встречаются следующие.
1. Ошибки, допускаемые страхователями при составлении электронных реестров или при формировании пакетов документов на бумажном носителе:
• неверные банковские реквизиты или адрес доставки почтового перевода застрахованному лицу;
• изменение страхового стажа в разных листках нетрудоспособности при одном страховом случае (страховой стаж указывается на начало страхового случая и действует весь период случая);
• неверное указание периода оплаты за счет средств ФСС; • отсутствие условий исчисления пособий (например, при инвалидности застрахованного, при наступлении страхового случая после увольнения и т. д.), которые влияют на размер пособия;
• неверное указание количества календарных дней в расчетном периоде для исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
2. Нарушение работодателями срока предоставления сведений в электронном виде или на бумажном носителе для назначения пособий страхователями свыше пяти календарных дней. Эти случаи чаще отмечаются в малочисленных организациях.
3. Проблема несвоевременного и не в полном объеме перечисления страховых взносов страхователем, теневая занятость как факторы риска финансовой стабильности территориального отделения ФСС. Это может отразиться на полноте и своевременности осуществления прямых выплат работнику.
С 1 января 2021 года в проект прямых выплат страхового обеспечения включаются оставшиеся восемь субъектов Российской Федерации: Краснодарский край, Пермский край, Московская область, Свердловская область, Челябинская область, город Москва, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Выплаты по ним составляют более 40 % от общего количества. ФНПР и ее членскими организациями было принято решение о продолжении мониторинга в субъектах Российской Федерации по реализации механизма прямых выплат ФСС.
Устойчивость Фонда социального страхования в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством зависит от объективности тарифа и его актуарной обоснованности, как это следует из положений ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
Система государственного обязательного страхования и межсубъектные отношения в ней – это специфический вид деятельности, поэтому ФНПР не может согласиться с предложением «узаконить незаконное», а именно предоставить Правительству Российской Федерации полномочия «установления возможности в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пособий использовать средства другого вида обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию».
В последней редакции статьи 75 Конституции Российской Федерации указано: «7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат». Следовательно, нужно руководствоваться не финансовыми возможностями Правительства Российской Федерации, а принципами обязательного социального страхования, которые не предусматривают улучшение обеспечения одной группы застрахованных лиц за счет другой. Такое решение должно быть принято социальными партнерами с определением, кому будет предоставлен «кредит» и на каких условиях по его возврату.
Целесообразно решить вопрос о формировании фиксированного резерва по каждому виду обязательного социального страхования, чтобы не возникало ситуаций с необходимостью изъятия или перераспределения средств.
Стабилизации финансового положения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации будет способствовать ориентированность стимулирования страхователей на управление социальными рисками. Мероприятия по улучшению условий труда будут сохранять здоровье работников и, как следствие, приведут к снижению затрат выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.
02 ноября 2020
Председатель ФНПР прокомментировал отчет Счетной палаты
Интервью Председателя ФНПР Михаила Шмакова в Бюллетене Счетной палаты
Почему Федерация независимых профсоюзов России поддержала механизм прямых выплат Фонда социального страхования Российской Федерации? Ключевой задачей механизма было обеспечение гарантированного права застрахованных лиц на получение государственных пособий по обязательному социальному страхованию. В ходе реализации предполагались изменения в порядке выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, был обеспечен переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС к механизму выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда.
Наемные работники получили возможность напрямую, независимо от финансового положения своего работодателя, получать гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе если организация находится в стадии банкротства.
Удалось ли достичь ключевой задачи? По нашему мнению, во многом да. Механизм прямых выплат является актуальным, более адекватен сегодняшнему состоянию рынка труда, чем «зачетный» метод.
За реализацией пилотного проекта стояла большая подготовительная работа. С 2011 года проводились консультации, встречи, выездные заседания в регионах, где осуществлялся эксперимент, с участием профсоюзов, работодателей и представителей ФСС. Применение нового механизма прямых выплат рассматривалось в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Замечания и предложения от профсоюзов обсуждались на заседании правления Фонда и были учтены.
Вопрос о реализации пилотного проекта «Прямые выплаты» был рассмотрен на заседании Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по социальным гарантиям, где участники заседания в целом его поддержали.
Однако остаются вопросы, которые необходимо контролировать и своевременно решать. По данным членских организаций ФНПР, среди них наиболее часто встречаются следующие.
1. Ошибки, допускаемые страхователями при составлении электронных реестров или при формировании пакетов документов на бумажном носителе:
• неверные банковские реквизиты или адрес доставки почтового перевода застрахованному лицу;
• изменение страхового стажа в разных листках нетрудоспособности при одном страховом случае (страховой стаж указывается на начало страхового случая и действует весь период случая);
• неверное указание периода оплаты за счет средств ФСС; • отсутствие условий исчисления пособий (например, при инвалидности застрахованного, при наступлении страхового случая после увольнения и т. д.), которые влияют на размер пособия;
• неверное указание количества календарных дней в расчетном периоде для исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
2. Нарушение работодателями срока предоставления сведений в электронном виде или на бумажном носителе для назначения пособий страхователями свыше пяти календарных дней. Эти случаи чаще отмечаются в малочисленных организациях.
3. Проблема несвоевременного и не в полном объеме перечисления страховых взносов страхователем, теневая занятость как факторы риска финансовой стабильности территориального отделения ФСС. Это может отразиться на полноте и своевременности осуществления прямых выплат работнику.
С 1 января 2021 года в проект прямых выплат страхового обеспечения включаются оставшиеся восемь субъектов Российской Федерации: Краснодарский край, Пермский край, Московская область, Свердловская область, Челябинская область, город Москва, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Выплаты по ним составляют более 40 % от общего количества. ФНПР и ее членскими организациями было принято решение о продолжении мониторинга в субъектах Российской Федерации по реализации механизма прямых выплат ФСС.
Устойчивость Фонда социального страхования в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством зависит от объективности тарифа и его актуарной обоснованности, как это следует из положений ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
Система государственного обязательного страхования и межсубъектные отношения в ней – это специфический вид деятельности, поэтому ФНПР не может согласиться с предложением «узаконить незаконное», а именно предоставить Правительству Российской Федерации полномочия «установления возможности в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пособий использовать средства другого вида обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию».
В последней редакции статьи 75 Конституции Российской Федерации указано: «7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат». Следовательно, нужно руководствоваться не финансовыми возможностями Правительства Российской Федерации, а принципами обязательного социального страхования, которые не предусматривают улучшение обеспечения одной группы застрахованных лиц за счет другой. Такое решение должно быть принято социальными партнерами с определением, кому будет предоставлен «кредит» и на каких условиях по его возврату.
Целесообразно решить вопрос о формировании фиксированного резерва по каждому виду обязательного социального страхования, чтобы не возникало ситуаций с необходимостью изъятия или перераспределения средств.
Стабилизации финансового положения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации будет способствовать ориентированность стимулирования страхователей на управление социальными рисками. Мероприятия по улучшению условий труда будут сохранять здоровье работников и, как следствие, приведут к снижению затрат выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.
По материалам Бюллетеня Счетной палаты №10 (275) 2020 года